Воскресенье, 19.05.2024, 11:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Music World

Статьи

Главная » Статьи » Группы и музыканты

Nazareth
Шотландия в 60-е годы переживала такой же рок-н-ролльный бум, как и любая другая точка мира, до которой докатились преслимания и битломания. Толпы зараженных этой бациллой рокеров осаждали городские клубы, пытаясь найти своего слушателя, а там, глядишь, и издателя. Упорные старания создать свой собственный стиль, играть так, как никто еще не играл, не находили достойного отклика - слишком уж другой, не рок-н-ролльной жизнью жила тихая Шотландия по сравнению с кипучим Лондоном, эпицентром европейской музиндустрии. Из таких вот искателей удачи, стекавшихся в Лондон из самых далеких уголков Великобритании, и сформировалась хард-рок-группа Nazareth. Годом своего рождения команда называет 1968-й - фантастически урожайный на новые начинания. Возглавил новое образование вокалист и композитор Дэн Маккафферти (Dan McCafferty). Уроженцу шотландского города Данфермлайна было в это время 24 года, своим музыкальным кумиром он называл Отиса Реддинга (Otis Redding) и больше всего мечтал о том, чтобы зарабатывать на жизнь любимым занятием - музыкой. Мечта сбылась нескоро, только когда Nazareth окрепли и обзавелись поклонниками. Это была уже вторая командная попытка Маккафферти. Первая группа, в которой он играл еще в родном Данфермлайне, называлась The Shadettes. Создал ее в 1961 году Пит Эгнью (Pete Agnew), тогда еще 15-летний подросток, увлеченный бас-гитарой. Вместо того чтобы предаваться радостям настоящего рока, носить на голове кок, а на ногах шузы на платформе, группа была вынуждена, борясь за выживание, одеваться как подобает и играть каверы поп-песенок - иначе они рисковали остаться без гонораров за концерты. Собственно, из останков The Shadettes, после семилетней эволюции группы и естественной кончины, и образовались Nazareth. Первая инкарнация команды, кроме Дэна и Пита (единственных долгожителей, выдержавших все испытания), запечатлела Мэнни Чарлтона (Manny Charlton) на гитаре и Даррелла Свита (Darrell Sweet) за ударной установкой. Помыкавшись по шотландской провинции с эпизодическими концертами, они успели обзавестись семьями и относительно теплыми рабочими местами: Эгнью работал архитектором, Маккафферти - инженером, Свит - бухгалтером, Чарлтон обслуживал радарные установки. Но в 1970 году четверка все-таки рискнула бросить насиженные места и перебраться в Лондон. Здесь их, конечно, никто не ждал. И тем не менее им удалось заручиться поддержкой Билла Фехилли (Bill Fehilly), человека очень небедного, который на долгие годы останется идеальным менеджером Nazareth. И уже через год они опубликовали дебютную пластинку "Nazareth", достойно представившую рок-фанам амбициозных шотландцев. Запись охватывала широкую палитру стилей. С мрачной медленной рок-композицией "Witchdoctor Woman" соседствовала зловещая кавер-версия фольк-песни "Morning Dew", превращенная в панорамный хард-рок. Мечтательные мелодии баллад в стиле кантри "I Had a Dream" и "Country Girl" сменялись экспериментальной звуковой палитрой в треке "Fat Man". Дебют, как и второй альбом "Exercises" (1972), произвел сильное впечатление на британских рок-фанов. Хотя в концертном варианте принимали музыкантов неоднозначно. Слишком вызывающие костюмы, блестящие пиджаки (имидж, который вскоре возьмут на заметку металлисты) - в Европе начала 70-х все это еще отнюдь не было обязательным атрибутом рок-музыкантов, а, напротив, вызывало неодобрение зрителей, которое порой принимало угрожающие формы. Особенно агрессивно реагировала на них публика во время европейского тура в конце 1972 года, который Nazareth провели в компании с благопристойным Рори Галлагером (Rory Gallagher). Настоящий всплеск популярности Nazareth вызвал третий лонг-плей "Razamanaz", изданный в 1973 году. Диск поднялся в Тор 10 Великобритании и дал путевку в жизнь двум хит-синглам - "Broken Down Angel" и "Bad Bad Boy". Если на предыдущих попытках музыканты отличились умением совершенно по-новому интерпретировать чужие вещи, то в песнях "Razamanaz" в полную силу проявились их композиторские таланты. Это высоко оценили соотечественники, читатели журнала "Melody Maker" даже назвали Nazareth надеждой года, а вот за границей покорить слушателей удавалось прежде всего каверами. К примеру, новый сингл "This Flight Tonight", отметившийся на 11 позиции английского рейтинга, стал хитом #1 в Канаде. Эту песню Джони Митчелл (Joni Mitchell) в версии Nazareth спродюсировал Роджер Главер (Roger Glover), бас-гитарист Deep Purple. Она была представлена на четвертой студийной работе Nazareth "Loud'N'Proud" (1974). Волшебное превращение этой фольк-баллады в хэви-метал восхитило многих, в том числе и саму Митчелл. Так же кардинально четверка переработала песню "The Ballad of Hollis Brown" Боба Дилана и "Teenage Nervous Breakdown" Little Feat, утяжелив и ужесточив звучание. "Loud 'N' Proud" - одна из наиболее жестких, энергичных, "ощетинившихся" записей в их карьере. Вполне заслуженно она отметилась в горячей десятке английского поп-чарта. Середина 70-х - очень насыщенный период в биографии квартета. Недостатка в новых идеях они не испытывали, прекрасно ориентировались в студии и, несмотря на плотный гастрольный график, очень активно пополняли свой каталог. Так, всего за 15 месяцев команда подготовила три таких значительных альбома, как "Razamanaz", "Loud 'N' Proud" и "Rampant", все три - продюсерский продукт Роджера Главера. Диск "Rampant" двигался в уже знакомом хард-роковом направлении, с более жестким уклоном и с более скромным успехом. А вот сильная, энергичная пластинка 1975 года "Hair of the Dog" обозначила серьезный рывок в карьере Nazareth и начало настоящей международной популярности, которая, за редчайшим исключением, начинается с признания в Соединенных Штатах. Если три предыдущих альбома остановились где-то в хвосте американского поп-чарта, то "Hair of the Dog" (кстати, первый продюсерский опыт Мэнни Чарлтона) стартовал прямиком в Тор 20. Только в Штатах разошлось больше миллиона дисков. Правда, на родине результаты оказались удручающе скромными. Катализатором успеха (везде, кроме Великобритании) выступила еще одна удачная кавер-версия - трек "Love Hurts" из репертуара Everly Brothers. Этот сингл стал самым успешным хитом в карьере Nazareth, покорив Тор 10 США. С ним связан ряд курьезов - уж слишком по-разному воспринимали музыку Nazareth в разных странах. К примеру, в Великобритании сингл прошел незамеченным, а в Норвегии возглавил хит-парад и продержался на первой строке 40 недель. Наиболее интересной в творческом отношении была экспериментальная композиция "Beggars Day/Rose in Heather", саунд которой эволюционировал из атакующего, плотного рока в мягкий, свободный инструментальный пейзаж с плачущими синтезаторами и мрачными гитарами. С завоеванием международного признания шотландцам оставалось только поддерживать свое реноме и не сдавать позиции. Седьмой альбом "Close Enough for Rock 'n' Roll", менее эффектный, чем его предшественник, добрался до 24-й строчки хит-парада США и нашел почитателей в Европе. Записывался он в Канаде, может быть, поэтому именно канадские фаны с середины 70-х становятся самыми активными покупателями дисков и ходоками на концерты Nazareth, а группа входит в число наиболее популярных в Канаде британских команд: чего стоят выданные только в этой стране полсотни золотых и платиновых сертификатов. А вот в остальных странах начиная с лонг-плея 1976 года "Play 'N' the Game" (#75 в США) коммерческие показатели релизов Nazareth оставляли желать лучшего, особенно на родине, где погоду делал уже новоявленный панк. Одной из причин утерянного контакта с аудиторией стал уход из жизни постоянного менеджера, а если надо, то и спонсора группы Билла Фехилли, который трагически погиб в авиакатастрофе. С тем же составом и решая те же творческие задачи, команда выпустила мини-диск "Hot Tracks" (1976) и полноформатный альбом "Expect No Mercy" (1977), включавший кавер-версии Рэя Чарльза (Ray Charles) и Рэнди Ньюмана (Randy Newman). "Expect No Mercy" звучал тяжелее обычного, с акцентом на сугубо металлических элементах саунда. Тут не обошлось без влияния Fleetwood Mac. Каждая новая вариация звучания давалась команде нелегко - они жили под очень жестким прессингом со стороны выпускающего лейбла. Только в 1978-м, на десятом году существования, Nazareth впервые изменили состав, пригласив второго гитариста Зэла Клеминсона (Zal Cleminson), бывшего участника Sensational Alex Harvey Band. Он привнес с собой свежие идеи, свежий творческий взгляд. С ним проходили студийные сессии 1978-80 годов, когда создавались пластинки "No Mean City" (1978) и "Malice in Wonderland" (1980). Даже британские поклонники группы, которые, казалось, вымерли как класс, оживились. Новый сингл "May the Sun Shine" поднялся на 22 позицию английского поп-чарта. Правда, на этом оживление иссякло. Следующий сингл "Star" не попал даже в Тор 50. И стал последним треком группы, который засветился в английском рейтинге продаж. Запись альбома "Malice in Wonderland" проходила напряженно. В разгар сессий выяснилось, что выпускающий лейбл Mountain находится на грани банкротства. Музыкантам пришлось самим решать финансовые проблемы. Клеминсон был далек от материальных вопросов и предпочел ретироваться, создав собственную группу Tandoori Cassette. "Malice in Wonderland", порой звучавший очень по-американски, достаточно неплохо продавался в Штатах. И закрепил первоначальный успех команды в Южной Америке. Лонг-плей 1981 года "The Fool Circle" записывали вчетвером, при поддержке экс-клавишника группы Spirit Джона Лока (John Locke), который охотно согласился отправиться с группой в тур. А после гастролей пригласили молодого гитариста и композитора из Глазго Билли Рэнкина (Billy Rankin). Драйвовый двойной концертный альбом "Snaz", записанный в Ванкувере в мае 1981 года, готовился самым многочисленным составом Nazareth, который Дэн и Пит называют оркестром-секстетом. Активность покупателей гарантировали удачные кавер-версии - "Cocaine" Джи Джи Кейла (J.J. Cale) и "Tush" Z.Z. Top. Неплохо раскупалась и пластинка 1982 года "2XS" (везде, кроме Великобритании, где она даже не была опубликована), поддержанная еще более интенсивными, чем обычно, гастролями. На этом кончилось пребывание Джона Лока в рядах Nazareth. Впятером музыканты записали "Sound Elixir" (1983), эклектичную подборку материала, с элементами соула и фанка. Промо-тур оказался последним для Билли Рэнкина, которого больше привлекала сольная карьера. А Nazareth вернулись к тому, с чего начинали: Дэн Маккафферти, Пит Эгнью, Мэнни Чарлтон и Даррелл Свит. В 1984 году, заручившись поддержкой английского лейбла Vertigo, они записали пластинку "The Catch". Релиз сопровождался продолжительным британским туром, включавшим концерты вместе со Status Quo. Возвращением к жесткому, плотному, тяжелому року стал лонг-плей "Cinema" (1986). К сожалению, радоваться обнадеженным фанам пришлось недолго. За 15 лет существования Nazareth приучили поклонников к регулярному поступлению новинок. А после "Cinema" творческая пауза растянулась на целых три года. Да и появившийся в 1989 году альбом "Snakes 'N' Ladders" совсем не производил впечатление работы, которую стоило так долго ждать. Создание этого очень неоднозначного альбома, вяло принятого слушателями, а в Англии вообще неопубликованного, было окружено вереницей странных и малоприятных событий. Кончились они грустно: откатав концертный тур по России, после 22 плодотворных лет в составе группу покинул гитарист Мэнни Чарлтон. Впервые с 1968 года монолитная четверка Nazareth дала трещину. Единственной достойной заменой Чарлтону музыканты посчитали Билли Рэнкина. После репетиционного периода с новым лид-гитаристом команда открыла очередной гастрольный сезон, объехав с концертами Северную Америку, Европу и еще раз Россию. А в 1992 году закончила новую студийную запись "No Jive", которую смогла представить английским меломанам во время продолжительного тура по Великобритании, первого после 8-летнего перерыва. "No Jive", не получивший никакой раскрутки по радио, продавался в Англии на удивление хорошо. Однако во внутренней политике команды все было далеко не радужно. Напряженная обстановка вынудила Билли Рэнкина накануне новых студийных сессий во второй раз уйти из группы. Гитару рискнули доверить молодому шотландскому гитаристу Джимми Маррисону (Jimmy Murrison), который играл в группе Trouble in Doogie Land вместе с Ли Эгнью (Lee Agnew), сыном Пита. Попробовали также вернуться к постоянному использованию клавиш и привлекли к работе старого приятеля Ронни Лихи (Ronnie Leahy). Лонг-плей "Move Me", созданный квинтетом в 1995 году, услышали вживую десятки тысяч меломанов всего мира во время гастролей команды по России, Европе, Южной Америке, США и Канаде. Наконец, когда в музиндустрии не осталось, кажется, ни одного человека, не осознавшего, что эти ветераны хард-рока с легкостью собирают залы и поддают жару, случилось то, чего Nazareth пришлось ждать четверть века - на них обратили внимание крупные рекорд-компании. Обсудив условия нового контракта и отработав все запланированные шоу, музыканты позволили себе несколько месяцев отдыха, которые провели дома, в Шотландии. А в 1998 году представили 20-й студийный альбом "Boogaloo", релиз которого символично совпал с празднованием 30-летнего юбилея Nazareth. Успех "Boogaloo" в Европе и еще больший успех тура The Double Trouble, проведенного вместе с Uriah Heep, убедили руководство лейбла CMC International начать сотрудничество с Nazareth. Казалось, в биографии команды начинается новый многообещающий период. Но случилась трагедия: 30 апреля 1999 года от сердечного приступа умер Даррел Свит. Это произошло абсолютно неожиданно, накануне первого шоу в рамках нового этапа мирового турне. Оставшиеся участники, потрясенные этой потерей, отменили все концерты и вернулись в Шотландию. Будущее группы висело на волоске. Но после нескольких встреч музыканты решили, что Даррел Свит вряд ли обрадовался бы исчезновению Nazareth. Единственную возможную замену Даррелу его коллеги видели в лице Ли Эгнью (Lee Agnew), старшего сына Пита, опытного барабанщика, который не просто знал репертуар группы и манеру Свита, но фактически учился у него играть на барабанах. Возвращение Nazareth в строй можно назвать триумфальным. Команда давно уже не играла так мощно, так драйвово, так убедительно. Даже поклонники со стажем принимали их великолепно, смирившись с приходом Ли Эгнью. Каждое новое турне - а это в последние годы основное занятие команды - проходит в полных залах под крики восторженных фанов. В марте 2001 года Nazareth впервые за долгие годы провели полномасштабный тур по Великобритании, выступая в компании со старыми друзьями Uriah Heep. Шоу в Глазго, сыгранное в октябре 2001, легло в основу концертного альбома и DVD "Homecoming". В 2002 году после очередной гастрольной поездки по США и Европе группа с сожалением попрощалась с клавишником Ронни Лихи, который устал от многомесячной жизни на колесах. По итогам гастрольного 2003 года появился живой альбом "Alive and Kicking" (2003). И до сих пор, на 37-м году существования Nazareth, четверка назаретян - 60-летние Дэн Маккафферти и Пит Эгнью, 40-летний Джимми Маррисон и 34-летний Ли Эгнью - живут насыщенной гастрольной жизнью, расписанной на год вперед.
Категория: Группы и музыканты | Добавил: Admin (15.04.2007)
Просмотров: 677 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Категории раздела

Группы и музыканты [42]
Истории создания групп и биографии музыкантов
Музыкальные статьи [48]
Статьи о музыке
Анекдоты [4]
Музыкальные анекдоты

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0